Главная

О диаконах

(Имеет ли право диакон заменять священника в совершении некоторых священнодействий, и имеет ли право священник давать согласие и благословение диакону на совершение сих священнодействий?) Н.Заозерский "Богословский вестник МДА", сентябрь 1892 В Москве и разных епархиях России давним обычаем утвердилось, что некоторые священнодействия в церковных собраниях совершает диакон при отсутствии священника, но по его на то согласию и благословению. Довольно обычно, например, что диакон при многочисленном стечении народа совершает литию и панихиды по усопшим, вынос тела усопшего из дома в храм, молебные пения в домах во время хождения со святыней, иногда даже в храме совершает так называемые «обедницы». Во всех сих случаях диакон занимает место священника и действует во главе церковного собрания, принуждаемый сообразно своей священнической степени изменять несколько уставный богослужебный чин, например, возглашать «Молитвами святых отец» вместо «Благословен Бог наш», и вместо слов молитвы Господней: «яко Твое есть Царство».О диаконах Как же должно относиться к такому довольно распространенному и довольно давнему обычаю? Оставлять ли неприкосновенным действование его и на будущее время, или же надлежит предстоятелям церкви попещися об искоренении сего обычая? Бесспорно положение, что древний церковный обычай имеет силу закона , но при условии – если он не противоречит закону. Между тем, в ряду канонов православной церкви, блюсти которые обязывается и торжественно обещается каждый предстоятель церкви пред своим рукоположением, есть следующий: «аще кто кроме соборныя церкве о себе собирается и, не радя о церкви, церковная хощет творити, не сущу с ним пресвитеру по воли епископли, да будет проклят». Явного, резкого противоречия в данном случае, конечно, нет: правило имеет в виду самочинные религиозные собрания, устрояемые еретиками или раскольниками с дерзким пренебрежением церкви и ее иерархии; между тем, рассматриваемый нами обычай предполагает отношения мира, согласия и братской взаимопомощи в исполнении обязанностей священнослужения: но тем не менее ясна и та мысль правила, что не сущу пресвитеру не должно быть церковных собраний. Если бы правило предполагало нормальным церковное собрание и без пресвитера – с диаконом только, то ничто не препятствовало бы ему упомянуть о нем; однако же такого упоминания в нем нет. Что это отсутствие в правиле упоминания о диаконе, как о законном предстоятеле церковных собраний не простая случайность, а необходимость, вытекающая из существа самого дела – ибо диакон по свойствам должности своей не может быть предстоятелем церковных собраний, - это объясняется и доказывается следующими соображениями. 1. По изначальному учреждению и по церковному значению в течении апостольского века должность диаконская была служением бедным и вдовицам, снабдевавшимся от церкви, и служением Апостолам в их благовествовании. Первого рода служение диаконов весьма ясно засвидетельствовано в книге Деяний апостольских следующими словами: «призвавшее дванадесять множество ученик реша: не угодно есть нам оставльшим Слово Божие служити трапезам . Усмотрите убо, братие, мужи от вас свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, их же поставим над службою сею; мы же в молитве и служении Слова пребудем… И избраша Стефана». С неменьшей ясностью, однако же, довольно заметно обозначается в Священном Писании и второго рода служение диаконов. Так в Деяниях апостольских говорится, что Павел и Варнава в благовествовании иместа Иоанна слугу (Деян. 13:5). В Послании к Колоссаем Апостол Павел говорит о Тихике : яже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель , и сработник о Господе . В 1 Послании к Фессалоникийцам Апостол говорит о Тимофее: «послахом Тимофея, брата нашего и служителя Божия ( διάκονον του Θεου ) и споспешника нашего в благовестии Христове» . Таким образом диаконы апостольского века: Иоанн, Тихик и Тимофей служат Апостолам в благовествовании, исполняют их разные поручения. Но нигде в Священном Писании нет и намека на то, чтобы диакон был предстоятелем церковного общества, или церковного собрания. Таковыми в Священном Писании выступают или сами Апостолы, или епископы, или пресвитеры, но никогда - диаконы. 2. В памятнике глубокой христианской древности в так называемых «Уставах святых Апостолов» сущность диаконской должности изображается вполне соответственно указанным выше чертам, но наиболее полно. «Да будут и диаконы беспорочны во все – читаем здесь – как и епископ, проворные и услужливые, дабы служили немощным, как делатели непостыдные; также точно и жена (диакониса) да служит женщинам: и те, и другие должны исполнять обязанности вестников, посланников (в чужие епархии), служителей, рабов, как и о Господе учил Исаия, говоря: («хощет Господь) оправдати праведнаго, благо служаща многим» (Ис. 53:11). Посему каждый да знает свое место и проходит его ревностно, единомысленно, единодушно, зная мзду служения. Да будут же непостыдны в служении нуждающимся, как и Господь наш Иисус Христос не пришел да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих: так именно и им должно поступать. Хотя бы пришлось душу свою положить за брата – да не сомневаются6 ибо и Господь и Спаситель наш Иисус Христос не усомнился положить душу свою за други своя, как Он сказал Сам. Итак, если Господь неба и земли все терпел ради нас, как же не должны нуждающимся служить вы, обязанные быть подражателями Его, терпевшего ради нас рабство и нужду, и бичевания, и крест?» Итак вы должны служить братьям, как подражатели Христа. Ибо хотяй в вас - говорит – болий бытии, да будет вам слуга и хотяй в вас бытии первый да будет вам раб. Это именно исполнил и Сам Он, послужа многим не словом, а делом; ибо приняв лентион, препоясался, потом влил воду в умывальник и, когда мы возлежали, обходя всех нас, умыл ноги и отер лентием; сие же делая, показал нам пример братолюбия, дабы и мы так поступали между собою. Итак если наш Господь и Учитель так смирил себя, как можете стыдиться сие делать немощным и больным братиям вы, делатели истины и предстатели благочестия? Итак служите с любовию, не ропща, не вступая в раздоры: ибо не ради человека делаете, но ради Бога и мзду служения от Него получите в день посещения вашего. Посему вы, диаконы, надзирайте за всеми нуждающимися в призрении и о бедствующих возвещайте епископу вашему: ибо вы должны быть душею его и чувством, добрые, готовые на дело и во всем послушные ему, как епископу вашему, отцу и учителю». «Если ты, диакон, знаешь какого-либо бедствующего – читаем мы в другом месте Апост. уставов – напомнив о нем епископу дай, но тайно от него, на злоречие его, ничего не совершай, дабы не возбудить против него ропота: ибо ропот последует не против него, но против Бога, и услышит диакон и прочие, что услышали Аарон и Мария, презревшие Моисея: почто не убоястеся глаголати на раба Моего Моисея ». На диаконов же возлагалось уставами апостольскими знать в точности, кто из бедствующих вдовиц в особенности нуждается, чтобы таковым оказывать предпочтение пред прочими во время Агапы. Являясь другом бедных и исполнителем епископских распоряжений по оказанию вспомоществования, диакон во время общественного богослужения пользуется некоторыми правами священной власти, но опять лишь настолько, насколько это нужно для беспрепятственного совершения богослужения епископом и пресвитерами, коим служит и сослужит здесь диакон. Во время литургии служение диаконов, по Апостольским Уставам, двоякого рода: одни из диаконов действуют при совершении жертвы, служа Телу Господню, другие надзирают за народом, чтобы он стоял в порядке и тишине. Для наглядного представления об этой деятельности диаконов почитаем не лишним привести на память наставления Апостольских Уставов относительно порядка размещения и поведения мирян при совершении [литургии]. Молитвенный дом, в котором совершается литургия, должен быть, по уставам апостольским, продолговатый, обращенный на Восток, имеющий по бокам отделения (παστοφόρια) на подобие корабля. В средине храма – престол епископа, а по сторонам места для заседающих пресвитеров и предстоящих диаконов. Под смотрением диаконов в задней части храма миряне располагаются со всякою тихостию и в добром порядке; женщины помещаются отдельно и сидят, храня безмолвие. В средине чтец на возвышенном месте стоя читает книги Моисея, Иисуса Навина, Судей и Царств, Книги Паралипоменон и Возвращения (?); кроме сего книги Иова и Соломона и шестнадцати пророков. Когда сие будет исполнено двумя чтецами, некоторый другой пусть поет псалмы Давида, а народ подпевает акростихи. После сего да будут читаны нами Деяния и Послания Павла… а потом диакон или пресвитер читает Евангелия… И когда оно будет читаться, все пресвитеры и диаконы и весь народ да стоят в полной тишине, ибо написано: «молчи и слыши Израилю (Второз. , 9), и еще: «ты же зде стани и слыши» (срав. Втор. V. 31). Потом да поучают народ пресвитеры, каждый отдельно, а не все и после них – епископ. Да стоят же привратники при входах мужчин, охраняя их, а диаконисы при входах женщин, по подобию корабельщиков, собирающих пассажиров: ибо и в скинии свидения, и в храме Божием соблюдается один дух и (образ) форма. – А если кто окажется сидящим не на своем месте, да будет укорен от диакона, как корабельщика, и отведен на соответственное место: ибо не кораблю только, но и двору овчему подобна церковь. Как пастухи размещают каждого из бессловесных – коз и овец – по роду и возрасту и каждому отводят место с подобным ему, так и в церкви младшие сидят особо, если есть место; если же нет, да стоят прямо; и пожилые да сидят в порядке: детей же стоящих да примут к себе отцы и матери; юнейшие опять особо сидят, если есть место, если же нет, да стоят позади женщин; оженившиеся и сделавшиеся матерями да стоят опять особо; девственницы же, вдовы, и старицы впереди всех да стоят, или да сидят. Диакон да наблюдает за местами, чтобы каждый из входящих занимал свое место и чтобы никто не садился у входа. Равным образом диакон наблюдает за народом, чтобы никто не шептался, не дремал, не смеялся, не переглядывался, не кивал головою: ибо в церкви надлежит стоять разумно, трезвенно и бодро, имея слух направленный к слушанию Слова Господа. – И после сего все, восстав вместе и зря на восток, по выходе оглашенных, вознесут молитву Богу, восшедшему на небо небесе на Востоки (Пс. , 34), воспоминая и о древнем наследии рая на Востоке, из коего был изгнан первый человек, презревший заповедь, обольщенный советом змия. А после молитвы одни из диаконов действуют при совершении евхаристии, служа Телу Господню со страхом, другие же надзирают за народом, чтобы он пребывал в безмолвии. И стоящий возле архиерея диакон скажет народу: «да никто ни на кого, да никто в лицемерии!». Потом дают целование друг другу, мужчины между собою и женщины между собою, - целование о Господе, а не злостно, подобно тому, как Иуда целованием предал Господа. И после сего диакон да молится за всю церковь и весь мир, его страны и плоды земли, за священников и начальников, за архиерея и

Похожие статьи:

Hosted by uCoz