Русский народный календарь - Сентябрь - Русская неделя
Сентябрь, девятый месяц в году, у римлян был седьмым, отчего и получил свое название (от septem - семь). В старину коренным славяно-русским названием месяца сентября был рюинь , от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей; это название месяца сентября можно встретить в древних наших месяцесловах и святцах. Ныне простой народ называет этот месяц по-своему — ревуном — от древнего рюинь. Известно, что на первых порах месяц сентябрь был у нас по порядку седьмым в году месяцем, но в 1342 году, при митрополите Феогносте, возникло прение о начале года, и собором в Москве решено было начинать как церковный, так и гражданский год с месяца сентября. В 1505 г. последовало новое подтверждение праздновать церковно-гражданский год с этого же месяца. Именно собор, созванный в это время относительно еретиков, подтвердил начинать новый год индиктом 1 сентября. Вводя эту перемену в свое времяисчисление, Церковь наша имела в виду пример греко-восточной Церкви. Последняя установила празднование новолетия с 1 сентября в память победы, одержанной Константином Великим над врагом своим Максентием, жестоким гонителем христианства. Что касается, впрочем, народа, то ему трудно давалось новое времяисчисление, так как исстари он привык начинать свой год с марта. Поэтому, тогда как церковно-гражданский год начинался с месяца сентября, предки наши в частном, особенно сельскохозяйственном быту, долго считали начало года по-старому с месяца марта. 1/14 Прп. Симеона Столпника (459) Наши предки особенно любили чествовать его память как летопроводца. Известно, что Борис Годунов, желая ознаменовать новолетие вступлением своим на престол русский, соорудил в память Симеона Летопроводца храм в Москве. Очевидно, что название летопроводца преподобный Симеон получил у нас оттого, что в день его памяти наши предки оканчивали и провожали лето В «Мирском Потребнике» 1639 г. уже находим особенный Чин летопровождения или нового индикта; этот чин, или обряд, состоял в следующем: местом его совершения обыкновенно назначалась Ивановская площадь в Москве, между Архангельским и Благовещенским соборами. Здесь в самой величественной обстановке патриарх в присутствии царя и народа совершал молитвословие о благословении наступающего лета, и затем все присутствующие взаимно приветствовали друг друга с началом года Первообразом той церковной церемонии, с какой происходило на Руси празднование сентябрьского новолетия в царский период ее существования, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим. Один из иностранных современников так описывает виденное им в России в 1636 году торжественное зрелище встречи Нового года: «На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идет об Успенском соборе), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников: все в церковном облачении с множеством образов и с развернутыми старыми книгами. Его Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади. Великий Князь с непокрытою головою и патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к Другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнес благословение Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: «Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великою Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичи и царевны, и со своими государевыми богомольцы, с преосвященными митрополиты, и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем освященным собором, и с бояры, к с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы. Здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущие многие лета в год и во веки». Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: «Аминь!» Сирые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения эти относились в царские покои» Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября в 1698. Проведен он был весело в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводой Шеиным, собравшим невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов; к ним подходил сам царь, оделял их яблоками , называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий. Царь Петр Великий, явившись в Успенский собор в сопровождении своего малолетнего сына Алексея и супруги царицы Евдокии, одетый уже на немецкий лад, как и прочие присутствовавшие, за исключением вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны, сам поздравлял народ с Новым годом, с новым счастьем. После этого молитвенного торжества предки наши старались ознаменовать начало года делами благотворительными. Люди богатые считали долгом посылать нужное для призрения живущим в странноприимных домах; другие, менее достаточные, раздавали милостыню. На Симеона Летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы. Так, великий князь Иоанн III приказывал явиться к себе на суд в день Симеона Летопроводца всем изменникам из Вятки и одних из них простил, а других присудил к казни. Из грамот царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича видно, что монастырским людям и крестьянам назначалось три срока в году ставиться на суд царский, именно: Семен день, Троицын день и Рождество Христово Кроме того, в старину на Летопроводца в сельском быту наших предков оканчивались все торговые и хозяйственные условия и сделки. Так, например, в писцовых книгах Полоцких читаем, что в 7086 г. по наказу Иоанна Васильевича об отдаче в оброк рыбных ловель и других угодий определялось «платить оброк ежегодно на срок Семена Летопроводца» Наконец, с этим же днем связан был один частный, но, тем не менее, довольно важный обряд — так называемые постриги и сажание на коня при переходе из младенчества по четвертому году. О нем весьма часто упоминают наши летописцы начиная с 1191 г., когда он встречается едва ли не первый раз. Самое совершение этого чисто семейного обряда в старину (особенно это нужно сказать о роде княжеском) имело характер церковный. В Первой Новгородской летописи читаем, что обряд пострижения над Ростиславом, сыном князя Михаила, совершался в 1230 г. в Новгороде у св. Софии, и при этом замечается, что постригаемому "уя влас архиепископ Спиридон". Существует даже такая поговорка в народе: «На Семёна постригай и на коня сажай (дитя), на ловлю в поле выезжай». В день прп. Симеона охотники с псами праздновали открытие охотничьего сезона и выезжали по сжатым полям и голым рощам на первую охоту. С этого дня на Руси начинали править осенние свадьбы (до 1/15 ноября) и переселялись в новые дома. Нередко день прп. Симеона простой люд называет бабьим летом, так как теперь начинаются разные сельскохозяйственные работы, например, трепание пеньки, мочение льна и т. п., которые обыкновенно производятся женщинами на открытом воздухе и составляют для них сравнительно со страдными летними трудами довольно легкие занятия. Это бабье лето продолжается около двух недель и не обязательно должно совпадать с тёплой, ведренной погодой, хотя нередко именно так и бывает. Различается молодое (малое) и старое (грибное) бабье лето. Молодое начинается с праздника Успения Пресвятой Богородицы после окончания тяжёлых жатвенных работ и продолжается до Ивана Постного. Следом за ним с Семёнова дня начинается старое бабье лето, названное так оттого, что в воздухе появляются тенёта или паутина, своим сверканием напоминающие раннюю седину. 4/17 Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680) В этот день св. Церковь совершает память св. пророка и боговидца Моисея, видевшего Купину Неопалимую. Русский народ считает Пресвятую Богородицу Неопалимую Купину охранительницею от пожара и молнии, и потому в сказании о святых ей назначается особая молитва в этих случаях. Кроме того, на случай беды от огня в простом быту водится обычай ходить кругом пылающего здания с образом Богородицы Неопалимой Купины для того, чтобы прекратить скорее пожар. Изображение Богоматери в огненной купине имеет основание в церковных песнопениях; так, например, в догматике 2-го гласа поется: «Яко же бо купина несгараше опаляема, тако Дево родила еси». В другой песне, как бы в пояснение этого, замечается: «Дева всепетая, юже в тебе тайну Моисей пророческими виде очима купину горящу и неопаляему; Божества бо огнь утробу твою, Чистая, не опали» . Таким образом, Пресвятая Богородица называется Купиной Неопалимой и изображается в середине горящего куста, потому что она в рождестве сохранила девство и осталась неопалимою от огня Божества. Но на том основании, что Божия Матерь сама осталась неопалимою от огня Божества, когда была его жилищем, легко могло возникнуть верование, что она может спасать и наши жилища от вещественного огня, от молнии и пожара. Самые обстоятельства чудесного явления чудотворной иконы Купины несгораемой были отчасти такого рода, что могли благоприятствовать указанному народному верованию относительно Богородицы Купины несгораемой. На дщице при иконе Неопалимой Купины в Софийском Киевском соборе вот так описываются обстоятельства чудесного ее явления: Сия икона кресто-Богородична, Яко неопалимая Моисеева Купина, На месте, купин полном, Бысть в Пинском повете в Купятичах найдена, В огнезрачном свете. Наконец, нельзя не заметить и того, что у наших предков пресвятая Дева Мария представлялась распорядительницею огненной стихии. Так, например, в одном старинном русском сборнике сказано, что « пресвятая Дева Мария угрожает испустить с неба на землю камение много, молние огненное, провести в страдное время сильный мороз и лед и страшное землетрясение В другом сборнике, также Соловецкой библиотеки, рассказывается, как в 1641 г. явилась сама Богородица некоей жене и объявила, что если люди не будут свято праздновать праздничных дней, то она за непослушание будет посылать на землю каменный дождь. « Испущу,— говорит Богородица,— молние огненное с небес, и лед, и мороз лютый спущу на страдное время, на скот и на хлеб ваш и на все живущее, и по вся годы хлеба не будет, и камение горящее с небес спадет, и будет молние огненное, и хлеб и травы озябнут, и скоты ваши голодом погибн
- Мальта. Сентябрь 2000 | Библиотека | Мальта для всех!
- Культура Нюрнберга | Культура: сентябрь - октябрь 2009. Kultur
- сентябрь 2000 г. : Республика Татарстан
- Сентябрь в Большой Советской Энциклопедии
- Cлово "СЕНТЯБРЬ" (страница 3)
- Элтон Джон: Архив новостей - сентябрь 2009
- Сентябрь 2005 - Архив - Все новости - Орловское информбюро