О диаконах
(Имеет ли право диакон
заменять священника в совершении некоторых священнодействий, и имеет ли
право священник давать согласие и благословение диакону на совершение сих
священнодействий?)
Н.Заозерский
"Богословский вестник МДА", сентябрь 1892
В Москве и разных епархиях России
давним обычаем утвердилось, что некоторые священнодействия в церковных
собраниях совершает диакон при отсутствии священника, но по его на то
согласию и благословению. Довольно обычно, например, что диакон при
многочисленном стечении народа совершает литию и панихиды по усопшим, вынос
тела усопшего из дома в храм, молебные пения в домах во время хождения со
святыней, иногда даже в храме совершает так называемые «обедницы». Во всех
сих случаях диакон занимает место священника и действует во главе церковного
собрания, принуждаемый сообразно своей священнической степени изменять
несколько уставный богослужебный чин, например, возглашать «Молитвами святых
отец» вместо «Благословен Бог наш», и вместо слов молитвы Господней: «яко
Твое есть Царство».
Как же должно относиться к такому
довольно распространенному и довольно давнему обычаю? Оставлять ли
неприкосновенным действование его и на будущее время, или же надлежит
предстоятелям церкви
попещися об искоренении сего обычая?
Бесспорно положение, что древний
церковный обычай имеет силу закона
,
но при условии – если он не противоречит закону. Между тем, в ряду канонов
православной церкви, блюсти которые обязывается и торжественно обещается
каждый предстоятель церкви пред своим рукоположением, есть следующий: «аще
кто кроме соборныя церкве о себе собирается и, не радя о церкви, церковная
хощет творити,
не сущу с ним пресвитеру по воли епископли, да будет
проклят».
Явного, резкого противоречия в
данном случае, конечно, нет: правило имеет в виду самочинные религиозные
собрания, устрояемые еретиками или раскольниками с дерзким пренебрежением
церкви и ее иерархии; между тем, рассматриваемый нами обычай предполагает
отношения мира, согласия и братской взаимопомощи в исполнении обязанностей
священнослужения: но тем не менее ясна и та мысль правила, что
не сущу
пресвитеру не должно быть церковных собраний. Если бы правило
предполагало нормальным церковное собрание и без пресвитера – с диаконом
только, то ничто не препятствовало бы ему упомянуть о нем; однако же такого
упоминания в нем нет.
Что это отсутствие в правиле
упоминания о диаконе, как о законном предстоятеле церковных собраний не
простая случайность, а необходимость, вытекающая из существа самого дела –
ибо диакон по свойствам должности своей не может быть предстоятелем
церковных собраний, - это объясняется и доказывается следующими
соображениями.
1. По изначальному учреждению и по
церковному значению в течении апостольского века должность диаконская была
служением бедным и вдовицам, снабдевавшимся от церкви, и
служением Апостолам в их благовествовании. Первого рода служение диаконов весьма ясно
засвидетельствовано в книге Деяний апостольских следующими словами:
«призвавшее дванадесять множество ученик реша: не угодно есть нам оставльшим
Слово Божие
служити трапезам . Усмотрите убо, братие, мужи от вас
свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, их же поставим
над службою сею; мы же в молитве и служении Слова пребудем… И избраша
Стефана».
С неменьшей ясностью, однако же,
довольно заметно обозначается в Священном Писании и второго рода служение
диаконов. Так в Деяниях апостольских говорится, что Павел и Варнава в
благовествовании иместа Иоанна
слугу (Деян. 13:5). В Послании к
Колоссаем Апостол Павел говорит о
Тихике : яже о мне, вся скажет вам
Тихик, возлюбленный брат и
верен служитель , и сработник о Господе
.
В 1 Послании к Фессалоникийцам Апостол говорит о Тимофее: «послахом Тимофея,
брата нашего и служителя Божия (
διάκονον του Θεου ) и споспешника
нашего в благовестии Христове»
.
Таким образом диаконы апостольского века: Иоанн, Тихик и Тимофей служат
Апостолам в благовествовании, исполняют их разные поручения.
Но нигде в Священном Писании нет и
намека на то, чтобы
диакон был предстоятелем церковного общества, или
церковного собрания. Таковыми в Священном Писании выступают или сами
Апостолы, или епископы, или пресвитеры, но никогда - диаконы.
2. В памятнике глубокой христианской
древности в так называемых «Уставах святых Апостолов»
сущность диаконской должности изображается вполне соответственно указанным
выше чертам, но наиболее полно.
«Да будут и диаконы беспорочны во
все – читаем здесь – как и епископ, проворные и услужливые, дабы служили
немощным, как делатели непостыдные; также точно и жена (диакониса) да служит
женщинам: и те, и другие должны исполнять обязанности вестников, посланников
(в чужие епархии), служителей, рабов, как и о Господе учил Исаия, говоря: («хощет
Господь) оправдати праведнаго, благо служаща многим» (Ис. 53:11).
Посему каждый да знает свое место и
проходит его ревностно, единомысленно, единодушно, зная мзду служения. Да
будут же непостыдны в служении нуждающимся, как и Господь наш Иисус Христос
не пришел да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за
многих: так именно и им должно поступать. Хотя бы пришлось душу свою
положить за брата – да не сомневаются6 ибо и Господь и Спаситель наш Иисус
Христос не усомнился положить душу свою за други своя, как Он сказал Сам.
Итак, если Господь неба и земли все терпел ради нас, как же не должны
нуждающимся служить вы, обязанные быть подражателями Его, терпевшего ради
нас рабство и нужду, и бичевания, и крест?»
Итак вы должны служить братьям, как
подражатели Христа. Ибо хотяй в вас - говорит – болий бытии, да будет вам
слуга и хотяй в вас бытии первый да будет вам раб. Это именно исполнил и Сам
Он, послужа многим не словом, а делом; ибо приняв лентион, препоясался,
потом влил воду в умывальник и, когда мы возлежали, обходя всех нас, умыл
ноги и отер лентием; сие же делая, показал нам пример братолюбия, дабы и мы
так поступали между собою. Итак если наш Господь и Учитель так смирил себя,
как можете стыдиться сие делать немощным и больным братиям вы, делатели
истины и предстатели благочестия? Итак служите с любовию, не ропща, не
вступая в раздоры: ибо не ради человека делаете, но ради Бога и мзду
служения от Него получите в день посещения вашего. Посему вы, диаконы,
надзирайте за всеми нуждающимися в призрении и о бедствующих возвещайте
епископу вашему: ибо вы должны быть душею его и чувством, добрые, готовые на
дело и во всем послушные ему, как епископу вашему, отцу и учителю».
«Если ты, диакон, знаешь какого-либо
бедствующего – читаем мы в другом месте Апост. уставов – напомнив о нем
епископу дай, но тайно от него, на злоречие его, ничего не совершай, дабы не
возбудить против него ропота: ибо ропот последует не против него, но против
Бога, и услышит диакон и прочие, что услышали Аарон и Мария, презревшие
Моисея:
почто не убоястеся глаголати на раба Моего Моисея ».
На диаконов же возлагалось уставами
апостольскими знать в точности, кто из бедствующих вдовиц в особенности
нуждается, чтобы таковым оказывать предпочтение пред прочими во время Агапы.
Являясь другом бедных и исполнителем
епископских распоряжений по оказанию вспомоществования, диакон во время
общественного богослужения пользуется некоторыми правами священной власти,
но опять лишь настолько, насколько это нужно для беспрепятственного
совершения богослужения епископом и пресвитерами, коим служит и сослужит
здесь диакон. Во время литургии служение диаконов, по Апостольским Уставам,
двоякого рода: одни из диаконов действуют при совершении жертвы, служа Телу
Господню, другие надзирают за народом, чтобы он стоял в порядке и тишине.
Для наглядного представления об этой
деятельности диаконов почитаем не лишним привести на память наставления
Апостольских Уставов относительно порядка размещения и поведения мирян при
совершении [литургии].
Молитвенный дом, в котором
совершается литургия, должен быть, по уставам апостольским, продолговатый,
обращенный на Восток, имеющий по бокам отделения (παστοφόρια) на подобие
корабля. В средине храма – престол епископа, а по сторонам места для
заседающих пресвитеров и предстоящих диаконов.
Под смотрением диаконов в задней
части храма миряне располагаются со всякою тихостию и в добром порядке;
женщины помещаются отдельно и сидят, храня безмолвие. В средине чтец на
возвышенном месте стоя читает книги Моисея, Иисуса Навина, Судей и Царств,
Книги Паралипоменон и Возвращения (?); кроме сего книги Иова и Соломона и
шестнадцати пророков. Когда сие будет исполнено двумя чтецами, некоторый
другой пусть поет псалмы Давида, а народ подпевает акростихи.
После сего да будут читаны нами
Деяния и Послания Павла… а потом диакон или пресвитер читает Евангелия… И
когда оно будет читаться, все пресвитеры и диаконы и весь народ да стоят в
полной тишине, ибо написано: «молчи и слыши Израилю (Второз.
, 9), и еще: «ты же зде стани и слыши» (срав.
Втор.
V. 31).
Потом да поучают народ пресвитеры,
каждый отдельно, а не все и после них – епископ. Да стоят же привратники при
входах мужчин, охраняя их, а диаконисы при входах женщин, по подобию
корабельщиков, собирающих пассажиров: ибо и в скинии свидения, и в храме
Божием соблюдается один дух и (образ) форма. – А если кто окажется сидящим
не на своем месте, да будет укорен от диакона, как корабельщика, и отведен
на соответственное место: ибо не кораблю только, но и двору овчему подобна
церковь. Как пастухи размещают каждого из бессловесных – коз и овец – по
роду и возрасту и каждому отводят место с подобным ему, так и в церкви
младшие сидят особо, если есть место; если же нет, да стоят прямо; и пожилые
да сидят в порядке: детей же стоящих да примут к себе отцы и матери; юнейшие
опять особо сидят, если есть место, если же нет, да стоят позади женщин;
оженившиеся и сделавшиеся матерями да стоят опять особо; девственницы же,
вдовы, и старицы впереди всех да стоят, или да сидят. Диакон да наблюдает за
местами, чтобы каждый из входящих занимал свое место и чтобы никто не
садился у входа. Равным образом диакон наблюдает за народом, чтобы никто не
шептался, не дремал, не смеялся, не переглядывался, не кивал головою: ибо в
церкви надлежит стоять разумно, трезвенно и бодро, имея слух направленный к
слушанию Слова Господа. – И после сего все, восстав вместе и зря на восток,
по выходе оглашенных, вознесут молитву Богу, восшедшему на небо небесе на
Востоки (Пс.
, 34), воспоминая и о древнем
наследии рая на Востоке, из коего был изгнан первый человек, презревший
заповедь, обольщенный советом змия. А после молитвы одни из диаконов
действуют при совершении евхаристии, служа Телу Господню со страхом, другие
же надзирают за народом, чтобы он пребывал в безмолвии. И стоящий возле
архиерея диакон скажет народу: «да никто ни на кого, да никто в лицемерии!».
Потом дают целование друг другу, мужчины между собою и женщины между собою,
- целование о Господе, а не злостно, подобно тому, как Иуда целованием
предал Господа. И после сего диакон да молится за всю церковь и весь мир,
его страны и плоды земли, за священников и начальников, за архиерея и
- «Шелковый» сентябрь - Журнал «Автопремьера»: тест-драйвы, автообзоры
- Сентябрь - события месяца
- Праздники сентября - праздники, отмечаемые в сентябре в России
- YO FASHION - женский журнал о главном
- Содержание номера N9(37) сентябрь 2006 - МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ
- 1 сентября - Википедия
- FromUz.Com - Главная -