ДДТ: DDT + РОК-СЕНТЯБРЬ = "Компромисс"
Дата публикации: 08. 2002
Источник: Fuzz №7-8, 2002
К моменту подготовки этой программы в активе DDT уже числилось два
магнитоальбома. Первый состоял из восьми песен и не имел широкого хождения.
Второй - "Свинья На Радуге" - записывался в уфимском телецентре
под благовидным предлогом подготовки фонограммы для всесоюзного конкурса
молодых исполнителей "Золотой камертон-82". Попав в финал
этого смотра эстрадных дарований, Шевчук знакомится с музыкантами череповецкой
группы
, локально
известной по танцевальному шлягеру "Диско-Робот". Рока в их
творчестве было немного.
Ребята имели по тем временам прекрасный аппарат, были хорошими инструменталистами,
но "сала в башке" им явно не хватало, - вспоминает Шевчук
в интервью журналу "Бит". - Решили соединиться: от DDT - я
и клавишник Владимир Сигачев, а от
- Слава Кобрин (лидер-гитара), Андрей Масленников (бас), Евгений Белозеров
(барабаны)".
Необходимость возникновения этого мутантского по своей сути состава
была продиктована проблемами, связанными с "выездной моделью"
самого DDT. Предполагаемая запись на студии
означала отсутствие музыкантов "по месту работы", что, как
выяснилось, стало непреодолимым препятствием для басиста DDT Геннадия
Родина и гитариста Рустема Асанбаева.
Вторая причина компромиссного альянса с заключалась в невозможности для DDT записываться в Уфе. Башкирские власти
решили не отставать от Москвы, усилив идеологический прессинг по всем
направлениям. Бурной волной по городу прокатились "диссидентские"
репрессии и целая кампания провокаций против немногочисленных представителей
"детей цветов". У DDT в последний момент отменили предновогоднее
выступление в оперном театре (упоминание об этом несостоявшемся концерте
впоследствии вошло в альбом "Периферия"), а самого Шевчука
изгнали с репетиционной базы в ДК "Нефтяник", фактически объявив
персоной "нон грата".
Под давлением внешних и внутренних обстоятельств состав DDT дал первую
трещину. Вдобавок ко всему, отправившиеся в Череповец Шевчук и Сигачев
(как им представлялось в тот момент, на постоянное место жительства)
буквально в день приезда поняли, что оказались в западне.
"Встреча была бурной, к ночи она превратилась в ураган, - вспоминает
Шевчук. - Кобрин, оказывается, пригласил нас, наивных, только как голос
и клавиши, и хотел с нашей помощью накатать альбомчик "культурных"
песен а ля
или .
В итоге ни одной репетиции так и не состоялось. Я устроился художником
в местный кинотеатр, а Сигачев поигрывал на танцах".
В течение целого месяца уфимцы жили буквально на хлебе с водой. Шевчук
вместо брюк 48-го размера начал носить 44-й, бычки от сигарет подбирались
прямо на улице... Ситуацию кое-как спасали акустические квартирники
- один из них удалось записать, и он до сих пор хранится у коллекционеров
под незатейливым наименованием "Череповецкий Концерт".
...Новый, 1983 год Шевчук с Сигачевым встречали с мыслями любой ценой
зафиксировать на студии у Кобрина новые песни, большая часть которых
была написана уже в "эмиграционный" период. Автором всех текстов
был Шевчук, - за исключением "Черного Демона", по определению
Сигачева, "замечательно бессмысленного с точки зрения социальности".
Любопытный подтекст также был у композиции "Не Так Уж Плохо Все,
Малыш", которая первоначально называлась "Привет М.".
"Самое смешное, что эта песня - привет
,
- вспоминает старинный уфимский приятель DDT, заслуженный хиппи-меломан
по прозвищу Джимми. - Причем подоплека была мощной: заява типа "Учись,
Андрюша, писать лирические песни".
В отличие от предыдущих программ, состоявших преимущественно из блюзов
и традиции, большинство череповецких песен несколько неожиданно представляли
собой энергичный и бескомпромиссный "жесткий рок". "Музыка
в стиле советских танков, идущих на Берлин" - так впоследствии
охарактеризовали в Уфе эту работу друзья группы, знакомые с музыкой
DDT по "Свинье На Радуге" и акустическим песням.
Дело в том, что музыкальным мозгом раннего DDT и автором большинства
аранжировок был Сигачев. Именно ему, - как бы он впоследствии ни открещивался,
- принадлежала идея о значительном утяжелении звучания новых песен Шевчука.
Началу долгожданной сессии предшествовал "крестовый поход"
Шевчука к Кобрину.
"Пришел я к Кобрину, - вспоминает Шевчук, - и говорю: "Мы
рванули к вам, как к людям, все побросав. Сидим в дерьме, - денег нет
даже на обратную дорогу. Есть идея - ты должен помочь нам ее записать,
и мы уедем". Он, конечно, не хотел нам помогать, да и "листва"
из
особо не горела,
считая эти песни ерундой, "которая не пойдет". Но деваться
им было некуда - я был настроен очень серьезно".
После нескольких репетиций в смешанном составе запись альбома наконец-то
стартовала. Сессия осуществлялась в период с 13 по 16 января 1983 года.
Одним из немногих в окружении
,
кто действительно помогал DDT, оказался звукооператор Юрий Сорокин,
фактически выступивший в роли продюсера. Песни записывались на два одноканальных
магнитофона, с единственным наложением вокала и соло-гитары. Еще одно
наложение могло привести к сильнейшей диспропорции частот, делавшей
фонограмму непригодной для воспроизведения на бытовой аппаратуре.
"Еще до записи мы четко знали, в каком стиле будем играть, - вспоминал
Сигачев в интервью известному рок-журналисту Сергею Гурьеву. - Не хард-рок,
не рок-н-ролл, а такой стиль, где активная гитара, активный рояль, четкий
ритм - убойный, что называется. Мы старались отказаться от клише, внося
элементы того, что потом Юрка назвал "эклектикой" - парадные
какие-то интонации, иногда вплоть до джаза. Но сохраняя жесткий рок
как стилистику".
Только две песни из новой программы не вписывались в эту эстетику. Сатирический
реггей "Башкирский Мед", поставленный в альбом "для разрядки",
являлся своеобразным экспромтом и был сыгран с первого раза. Второй
композицией была лирическая баллада "Не Стреляй" - акустическое
произведение бардовского плана, содержащее прямые аллюзии на афганскую
войну (к слову, оно входило и в первые два альбома DDT). Шевчук планировал
оформить эту песню в студии чуть ли не в симфо-роковом варианте, но
дело в итоге завершилось акустикой.
Все остальные произведения, как уже упоминалось, отличались непривычной
для раннего DDT жесткостью звучания: начиная от
-подобного "Компромисса" - прямого ответа на мещанские
постулаты Кобрина, и заканчивая композицией "Три Кошки", сыгранной
в актуальном для тех лет стиле black metal.
Наиболее монументальной и впечатляющей выглядела пятиминутная композиция
"Они Играют Жесткий Рок", инструментальная часть которой была
выстроена на утяжеленном гитарном риффе и энергичном клавишном проигрыше
Сигачева, выполненном в духе органных импровизаций
. Музыканты из
играли свои партии тщательно, но без особого энтузиазма - что называется,
с кукишем в кармане. Что же касается Шевчука, то его манеру пения и
низкий тембр вокала сравнивали с Женей Морозовым из ДК или, на худой
конец, с
из . На фоне запоминающихся
рефренов и агрессивной игры Шевчук великолепно поддерживал хардовое
настроение и драйв - можно даже пожалеть, что позднее он выбрал совсем
другой жанр...
Комментируя впоследствии столь непривычно "тяжелый" для DDT
альбом, Сигачев, тем не менее, отдал должное Кобрину и остальным череповецким
рокерам - впрочем, весьма своеобразно: "Кобрин - типичный филармонический
деятель, хотя и играет неплохо. А ритм-секция - это вообще кабацкие
музыканты, которые совершенно не представляли, что делают. Но то, что
мы говорили им, делали нота в ноту. Они играли попсу, а в попсе тогда
- в их понимании - был металл. Было невозможно заставить этих людей
сыграть что-то светлое и большое. Я, видя, что такое дело получается,
вставил туда "Трех Кошек" - самую тяжелую композицию, чтобы
поставить все точки над "i". В результате мы записали настоящий
"металлический альбом" - до
,
до всех, когда в Москве не было еще ни одного металлиста".
"Компромисс" получился не только единственным как бы "металлическим"
альбомом DDT, но и одной из самых пессимистичных работ группы. Здесь
есть заметный крен от социальности к философичности, обобщениям и размышлизмам.
Что за печальный хард-ангел снизошел тогда на Шевчука и Сигачева? Ни
один из альбомов DDT не имеет такого доминирующего настроения - при
этом звучит здесь, скорее, даже не металл, а хард-блюз, тяжелый башкирский
блюз, близкий по своим корням к музыке начала 70-х. Предсказания счастливой
(в некотором смысле) судьбы Северной Пальмиры, конечно, грели душу,
но в остальном главные песни - отдававшая западопоклонничеством "Они
Играют Жесткий Рок", сатирический "Башкирский Мед" и
мрачноватая "Все Хорошо" - содержали обязательные для раннего
Шевчука скоморошество и горькую иронию.
...Записав "Компромисс" (другие названия - "Монолог В
Сайгоне" и "DDT-III"), Шевчук и Сигачев буквально на
следующий день вернулись в Уфу. Вскоре покинул Череповец и лидер
Слава Кобрин, уехавший играть блюз в Эстонию (КОБРИН БЛЮЗ БЭНД, УЛЬТИМАТУМ,
), а затем эмигрировавший
в Канаду.
Что же касается увлечения Шевчука "жестким роком", то после
череповецкого альбома все эксперименты с металлом в DDT были закончены.
Правда, поиски общего знаменателя на стилистической ниве от
до повлияли
(по принципу "от противного") на последующие альбомы "Периферия"
и "Время".
Когда концерты DDT стали сравнительно обычным явлением, поклонники долго
и безуспешно пытались выпросить у Шевчука исполнение песен с "Компромисса".
Юрий Юлианович, словно стесняясь, не желал возвращаться к этому материалу.
Исключением стала "Не Стреляй" - главный хит раннего DDT и,
по сути, единственная песня из череповецкого альбома, реанимированная
впоследствии в студийном и концертном вариантах.
- Сентябрь 2008 September, 2008
- Azur.ru: Сентябрь 2009.Витязево Мы Витязево
- Сейшельские острова, Сейшелы, туры на Сейшельские острова, отдых
- [4 СЕНТЯБРЯ] Встреча проведена :: Форум Шкода клуб
- MNovosti.ru Архив новостей за сентябрь 2008 года
- Материалы за Сентябрь 2008 года " Информационный Ангарский портал
- Где для пользы ума провести отпуск в сентябре, Статьи - TuristUA