Главная

ДДТ: DDT + РОК-СЕНТЯБРЬ = "Компромисс"

Дата публикации: 08. 2002 Источник: Fuzz №7-8, 2002 К моменту подготовки этой программы в активе DDT уже числилось два магнитоальбома. Первый состоял из восьми песен и не имел широкого хождения. Второй - "Свинья На Радуге" - записывался в уфимском телецентре под благовидным предлогом подготовки фонограммы для всесоюзного конкурса молодых исполнителей "Золотой камертон-82". Попав в финал этого смотра эстрадных дарований, Шевчук знакомится с музыкантами череповецкой группы , локально известной по танцевальному шлягеру "Диско-Робот". Рока в их творчестве было немного. Ребята имели по тем временам прекрасный аппарат, были хорошими инструменталистами, но "сала в башке" им явно не хватало, - вспоминает Шевчук в интервью журналу "Бит". - Решили соединиться: от DDT - я и клавишник Владимир Сигачев, а от - Слава Кобрин (лидер-гитара), Андрей Масленников (бас), Евгений Белозеров (барабаны)". Необходимость возникновения этого мутантского по своей сути состава была продиктована проблемами, связанными с "выездной моделью" самого DDT. Предполагаемая запись на студии означала отсутствие музыкантов "по месту работы", что, как выяснилось, стало непреодолимым препятствием для басиста DDT Геннадия Родина и гитариста Рустема Асанбаева. Вторая причина компромиссного альянса с заключалась в невозможности для DDT записываться в Уфе. Башкирские власти решили не отставать от Москвы, усилив идеологический прессинг по всем направлениям.ДДТ: DDT + РОК-СЕНТЯБРЬ = Бурной волной по городу прокатились "диссидентские" репрессии и целая кампания провокаций против немногочисленных представителей "детей цветов". У DDT в последний момент отменили предновогоднее выступление в оперном театре (упоминание об этом несостоявшемся концерте впоследствии вошло в альбом "Периферия"), а самого Шевчука изгнали с репетиционной базы в ДК "Нефтяник", фактически объявив персоной "нон грата". Под давлением внешних и внутренних обстоятельств состав DDT дал первую трещину. Вдобавок ко всему, отправившиеся в Череповец Шевчук и Сигачев (как им представлялось в тот момент, на постоянное место жительства) буквально в день приезда поняли, что оказались в западне. "Встреча была бурной, к ночи она превратилась в ураган, - вспоминает Шевчук. - Кобрин, оказывается, пригласил нас, наивных, только как голос и клавиши, и хотел с нашей помощью накатать альбомчик "культурных" песен а ля или . В итоге ни одной репетиции так и не состоялось. Я устроился художником в местный кинотеатр, а Сигачев поигрывал на танцах". В течение целого месяца уфимцы жили буквально на хлебе с водой. Шевчук вместо брюк 48-го размера начал носить 44-й, бычки от сигарет подбирались прямо на улице... Ситуацию кое-как спасали акустические квартирники - один из них удалось записать, и он до сих пор хранится у коллекционеров под незатейливым наименованием "Череповецкий Концерт". ...Новый, 1983 год Шевчук с Сигачевым встречали с мыслями любой ценой зафиксировать на студии у Кобрина новые песни, большая часть которых была написана уже в "эмиграционный" период. Автором всех текстов был Шевчук, - за исключением "Черного Демона", по определению Сигачева, "замечательно бессмысленного с точки зрения социальности". Любопытный подтекст также был у композиции "Не Так Уж Плохо Все, Малыш", которая первоначально называлась "Привет М.". "Самое смешное, что эта песня - привет , - вспоминает старинный уфимский приятель DDT, заслуженный хиппи-меломан по прозвищу Джимми. - Причем подоплека была мощной: заява типа "Учись, Андрюша, писать лирические песни". В отличие от предыдущих программ, состоявших преимущественно из блюзов и традиции, большинство череповецких песен несколько неожиданно представляли собой энергичный и бескомпромиссный "жесткий рок". "Музыка в стиле советских танков, идущих на Берлин" - так впоследствии охарактеризовали в Уфе эту работу друзья группы, знакомые с музыкой DDT по "Свинье На Радуге" и акустическим песням. Дело в том, что музыкальным мозгом раннего DDT и автором большинства аранжировок был Сигачев. Именно ему, - как бы он впоследствии ни открещивался, - принадлежала идея о значительном утяжелении звучания новых песен Шевчука. Началу долгожданной сессии предшествовал "крестовый поход" Шевчука к Кобрину. "Пришел я к Кобрину, - вспоминает Шевчук, - и говорю: "Мы рванули к вам, как к людям, все побросав. Сидим в дерьме, - денег нет даже на обратную дорогу. Есть идея - ты должен помочь нам ее записать, и мы уедем". Он, конечно, не хотел нам помогать, да и "листва" из особо не горела, считая эти песни ерундой, "которая не пойдет". Но деваться им было некуда - я был настроен очень серьезно". После нескольких репетиций в смешанном составе запись альбома наконец-то стартовала. Сессия осуществлялась в период с 13 по 16 января 1983 года. Одним из немногих в окружении , кто действительно помогал DDT, оказался звукооператор Юрий Сорокин, фактически выступивший в роли продюсера. Песни записывались на два одноканальных магнитофона, с единственным наложением вокала и соло-гитары. Еще одно наложение могло привести к сильнейшей диспропорции частот, делавшей фонограмму непригодной для воспроизведения на бытовой аппаратуре. "Еще до записи мы четко знали, в каком стиле будем играть, - вспоминал Сигачев в интервью известному рок-журналисту Сергею Гурьеву. - Не хард-рок, не рок-н-ролл, а такой стиль, где активная гитара, активный рояль, четкий ритм - убойный, что называется. Мы старались отказаться от клише, внося элементы того, что потом Юрка назвал "эклектикой" - парадные какие-то интонации, иногда вплоть до джаза. Но сохраняя жесткий рок как стилистику". Только две песни из новой программы не вписывались в эту эстетику. Сатирический реггей "Башкирский Мед", поставленный в альбом "для разрядки", являлся своеобразным экспромтом и был сыгран с первого раза. Второй композицией была лирическая баллада "Не Стреляй" - акустическое произведение бардовского плана, содержащее прямые аллюзии на афганскую войну (к слову, оно входило и в первые два альбома DDT). Шевчук планировал оформить эту песню в студии чуть ли не в симфо-роковом варианте, но дело в итоге завершилось акустикой. Все остальные произведения, как уже упоминалось, отличались непривычной для раннего DDT жесткостью звучания: начиная от -подобного "Компромисса" - прямого ответа на мещанские постулаты Кобрина, и заканчивая композицией "Три Кошки", сыгранной в актуальном для тех лет стиле black metal. Наиболее монументальной и впечатляющей выглядела пятиминутная композиция "Они Играют Жесткий Рок", инструментальная часть которой была выстроена на утяжеленном гитарном риффе и энергичном клавишном проигрыше Сигачева, выполненном в духе органных импровизаций . Музыканты из играли свои партии тщательно, но без особого энтузиазма - что называется, с кукишем в кармане. Что же касается Шевчука, то его манеру пения и низкий тембр вокала сравнивали с Женей Морозовым из ДК или, на худой конец, с из . На фоне запоминающихся рефренов и агрессивной игры Шевчук великолепно поддерживал хардовое настроение и драйв - можно даже пожалеть, что позднее он выбрал совсем другой жанр... Комментируя впоследствии столь непривычно "тяжелый" для DDT альбом, Сигачев, тем не менее, отдал должное Кобрину и остальным череповецким рокерам - впрочем, весьма своеобразно: "Кобрин - типичный филармонический деятель, хотя и играет неплохо. А ритм-секция - это вообще кабацкие музыканты, которые совершенно не представляли, что делают. Но то, что мы говорили им, делали нота в ноту. Они играли попсу, а в попсе тогда - в их понимании - был металл. Было невозможно заставить этих людей сыграть что-то светлое и большое. Я, видя, что такое дело получается, вставил туда "Трех Кошек" - самую тяжелую композицию, чтобы поставить все точки над "i". В результате мы записали настоящий "металлический альбом" - до , до всех, когда в Москве не было еще ни одного металлиста". "Компромисс" получился не только единственным как бы "металлическим" альбомом DDT, но и одной из самых пессимистичных работ группы. Здесь есть заметный крен от социальности к философичности, обобщениям и размышлизмам. Что за печальный хард-ангел снизошел тогда на Шевчука и Сигачева? Ни один из альбомов DDT не имеет такого доминирующего настроения - при этом звучит здесь, скорее, даже не металл, а хард-блюз, тяжелый башкирский блюз, близкий по своим корням к музыке начала 70-х. Предсказания счастливой (в некотором смысле) судьбы Северной Пальмиры, конечно, грели душу, но в остальном главные песни - отдававшая западопоклонничеством "Они Играют Жесткий Рок", сатирический "Башкирский Мед" и мрачноватая "Все Хорошо" - содержали обязательные для раннего Шевчука скоморошество и горькую иронию. ...Записав "Компромисс" (другие названия - "Монолог В Сайгоне" и "DDT-III"), Шевчук и Сигачев буквально на следующий день вернулись в Уфу. Вскоре покинул Череповец и лидер Слава Кобрин, уехавший играть блюз в Эстонию (КОБРИН БЛЮЗ БЭНД, УЛЬТИМАТУМ, ), а затем эмигрировавший в Канаду. Что же касается увлечения Шевчука "жестким роком", то после череповецкого альбома все эксперименты с металлом в DDT были закончены. Правда, поиски общего знаменателя на стилистической ниве от до повлияли (по принципу "от противного") на последующие альбомы "Периферия" и "Время". Когда концерты DDT стали сравнительно обычным явлением, поклонники долго и безуспешно пытались выпросить у Шевчука исполнение песен с "Компромисса". Юрий Юлианович, словно стесняясь, не желал возвращаться к этому материалу. Исключением стала "Не Стреляй" - главный хит раннего DDT и, по сути, единственная песня из череповецкого альбома, реанимированная впоследствии в студийном и концертном вариантах.

Похожие статьи:

Hosted by uCoz