Главная

Экстрим Пермь - Горы - Камчатка, сентябрь 2005. Восхождение

Камчатка, сентябрь 2005. Восхождение на Ключевскую сопку Шепчешь мне - мы встретимся опять, я точно знаю, Океанский бриз мне веет волосы, Ждёт в свои объятья синь далёкая, Терпкая Камчатка, до свидания. Если бы меня попросили одним словом, одним прилагательным, охарактеризовать Камчатку, я бы незамедлительно дал ответ: "ТЕРПКАЯ", и тем самым расписался бы в любви к ней. Потому что она воистину терпкая, как …, нет, я не могу ни с чем её сравнить. Какое точное слово подобрал автор песни! За ним кроется всё её многообразие, её великолепие, её непохожесть, её исключительная способность влюблять в себя. Она занимает всё сознание путника целиком, оставляя в душе глубокий след. Или мне так повезло? И я на полтора месяца окунулся в сказку! Не знаю… Но я бы хотел, чтоб каждый русский человек хоть раз в жизни побывал на Камчатке. Иначе он не поймёт - в какой красивой стране живёт. Россия - это не только поля с берёзовыми перелесками и галька черноморского побережья, это и дымящиеся вулканы, и неистовые гейзеры и океанский бриз. И даже медведи на Камчатке, оправдывая лучшие представления иностранцев о нашей стране, позволяют себе иногда пройтись по улицам городов. Профессиональный путешественник из Франции, которого мы встретили под Ключевской сопкой, за месяц своего пешего маршрута по горам и долам Камчатки видел медведей 37(!) раз. Нам не так повезло - мы видели всего 5 раз, зато однажды с десяти метров. Это всё к разговору о том, что русский турист так и будет ездить на Кипр, в Турцию, да куда угодно, только не на Дальний Восток, где, как известно из СМИ, вечный энергетический кризис. Я решил заняться благим делом и хотя бы в рамках Перми прославить этот остров. Именно остров! - это слово отражает суть Камчатки. Да, чисто в географическом плане - это полуостров в северо-восточной части материка Евразия. Но фактически это остров, потому что иначе как самолётом или теплоходом туда попасть нельзя. Автодороги, связывающей Камчатку с материком нет, и не будет, потому что она никому не нужна. Про железную дорогу даже заикаться не стоит, хотя в глубине полуострова есть чудо света - ж/д мост, построенный зеками во времена всемогущих военных. А ещё все жители Камчатки подтвердят вам в разговоре, что они живут на острове. Причём сделают это до жути обыденно и по-простецки, сказав, например, что собираются съездить на материк. "Материком" на Камчатке называют всю остальную Россию. Это по-началу режет слух, но потом сам с удовольствием и с некоторой гордостью говоришь, что с материка. Тебя, заинтересовавшись, спросят: " А откуда?", и ты произнесёшь: "Урал. Пермь". Сразу говорить "Пермь" не стоит, ведь не многие знают, что этот город на самом деле не в Сибири и не в Подмосковье. Да ещё и последний в списке "миллионников". Хотя стоит отметить, что благодаря команде КВН "Парма", наш город стал куда более известным. И если многим из пермяков придурковатый имидж "мы из коми" не нравится, то в стране он прокатывает на "ура". Сразу же на ум приходит забавный прикол про Пермь, услышанный от вулканолога: Трутнева - нашего бывшего губернатора, ныне министра природных ресурсов, спрашивают на заседании, что мол, пора брать пермскую нефть! Он начинает отмахиваться: "Не дам пермскую нефть, там её и так мало!". Казалось бы, в чём прикол - я тоже сначала не понял. Но поскольку он ходит среди геологов, то имеет вполне понятный смысл: к породам пермского периода по всему миру приурочены крупные нефтяные месторождения, и Россия не исключение, а поскольку Трутнев пермяк, да и особо не компетентен в вопросах геологии, то, естественно, он всё понял буквально. Нераскрученность в России Камчатки как турбрэнда порождает следующую парадоксальную ситуацию: иностранных туристов гораздо больше, чем отечественных. И им Камчатка очень даже нравится. Туристы в основном из Японии и Европы, особенно много французов и чехов. "Дикий" турист-иностранец, подобно встреченному нами - редкое исключение. В основном интуристы приезжают через турфирмы, которых около 120(!) на Камчатке. Спрашиваешь, почему приехали именно на Камчатку - говорят, что это "wild place". Африка то ли надоела, то ли не считается диким местом - я не понял. От количества бабла, которое способны выложить туристы зависит турмаршрут и его насыщенность, а также способ передвижения. Летом прилетала Путина, ну и, конечно, это был супер-пупер vip-тур, где практически все передвижения осуществлялись вертолётом. Долина гейзеров - ключ маршрута для подобных персон. Долина считается меккой Камчатки и туда мечтает попасть всякий, но есть множество "но", поэтому даже из жителей полуострова там мало кто побывал. Это заповедник. Попасть туда можно, пройдясь пешком по тайге от ближайшего населённого пункта (не меньше недели) или на вертолёте. В первом случае будут проблемы с егерями, во втором случае имеет место монопольный сговор между дирекцией заповедника и одной турфирмой, которая единолично организовывает перелёт. Этот сговор, вроде как даже заприметил министр экономического развития Греф, прилетавший на Камчатку в сентябре. Он не успел сойти с трапа самолёта, как уже попросил организовать ему вертолётную прогулку, сами уже знаете куда. А если вы не министр, то, заплатив совсем не малую сумму денег, вы можете слетать в составе организованной группы на жалкую пару часов в долину. Возможно, вы увидите взрывной фонтан одного из больших гейзеров, если в нужную фазу его деятельности окажетесь рядом. Уже упоминавшийся француз, транзитом прошедший через территорию заповедника платил 30$/сутки - это официальная такса пребывания на заповедной земле для пешего туриста. Долина Гейзеров, раскрученная ещё в советские годы, является всего лишь одним из многочисленных чудес Камчатки. Помимо неё остаётся просто огромное поле деятельности, в смысле мест, куда можно и нужно съездить. Совсем не обязательно преследовать спортивные цели, как мы по-началу. Можно просто отвисать в горячих ваннах в разных уголках камчатки, попивая удивительно душистое светлое "Камчатское" и закусывая сушёной камбалой. Стоит ли говорить о икре и красной рыбе - это хлеб Камчатки. А вот краб - это всё-таки деликатес, и нам, к сожалению, не удалось его попробовать. Хотя при желании можно найти и его. Цена ориентировочно около 900р/кг. Красная икра на рынке 300р/кг. Увлекательная рыбалка и все виды охот также к вашим услугам. Много перспектив для параплана. Вообще, приехать стоит только ради того чтобы поглазеть на действующие вулканы и пыхтящие фумаролы. Такого специфического рельефа как в районе их деятельности, более не встретить нигде в России. Своими глазами увидеть места, где испытывали советские луноходы, благо ландшафт вокруг напоминает поверхность безжизненной планеты. Если есть желание и возможность, то можно слазить на некоторые вулканы, что мы и сделали. А можно обойтись обычным треккингом вдоль подножий - на самом деле это не менее красиво. И больше шансов увидеть медведей. А самый смак - всё это совместить. Что мы и постарались сделать. Поэтому назвать обычным турпоходом наше пребывание на Камчатке у меня язык не поворачивается. Я пробыл там дольше всех из нашей команды, состоявшей из трёх человек: меня - Абрамова Ильи, моего старшего брата - Абрамова Алексея и Челышева Сергея. Прилетев вместе 19 августа, мы вернулись порознь. Брат уже через две недели, поскольку его ждала работа. А для меня и Серёги, студентов 1-го и 2-го курсов магистратуры географического факультета ПГУ срок был ограничен 7 октябрём, когда истекала наша официальная практика. Впервые с советских времён студенты из Пермского госуниверситета полетели на Камчатку - это само по себе достижение. Нам выделили суточных и дорожных на сумму 27000 рублей/чел. Главный бухгалтер с удивлением подписывал расчётный квиток в кассу с такой интересной суммой. К сожалению, Серёга вскоре тоже покинул Камчатку, чтобы до снега посетить одно место в горах Урала, с коим его связывала научная работа, и вернулся в 20-х числах сентября домой, а я продолжил практиковаться и в итоге вступил на перрон Перми-2 только 12 октября. Зимой наступает черёд других развлечений. Камчатка - рай для горнолыжников и бордеров ( ). К тому же авиакомпании устраивают периодически зимой грандиозные скидки на билеты. Стандартная же цена авиабилета из Екатеринбурга в Петропавловск - Камчатский около 11000 рублей. Есть альтернативный вариант попадания на Камчатку. Я им воспользовался для возврата. Его целесообразность сомнительна, поскольку уйдёт куча времени, а денег, чуть меньше, чем самолётом. Это путь, если его выразиться лирично, под перестук колёс и шелест волн. И если с сушей всё более-менее понятно - до Владивостока из Перми можно добраться за 5 суток на поезде, затратив от 3000 до 8700 рублей в зависимости от комфорта, который вы хотите иметь в поезде, то с морским транспортом нет никаких гарантий. Потому что пассажирского сообщения между Владивостоком и Петропавловском - Камчатским нет! "Такой идиотизм возможен только в стране непуганых идиотов" - сказал мне по этому поводу старший помощник сухогруза "Таня Карпинская". На судне с таким поэтичным именем я неделю плыл из Питера (так называют на Камчатке Петропавловск - Камчатский) во Владик (а так в Приморье - Владивосток). Вообще, мне обещали дойти за 5,5 суток, но нас "торпедировали". На выходе из узкой Авачинской бухты вояки устроили учения, а потом не могли найти какую-то многоразовую торпеду, или что-то в этом роде. Не важно - в итоге только отшвартовавшись в порту Питера, мы тут же встали на якорь в миле от него, ожидая "открытия ворот" бухты. Потеряв сутки, стоя на рейде, и потом ещё сутки в открытом море из-за встречного ветра, мы в итоге припозднились во Владик. Крупные и, следовательно, более мощные сухогрузы проходят этот же путь за 3,5 суток. Договариваться о посадочном месте надо непосредственно с капитаном или со старшим помощником на судне. Обо всех судах в торговом порту и сроках отплытия знает диспетчер. Уплыть можно без проблем, заплатив 4000-5000 руб. Я жил в отдельной каюте. Кормят плотно 4 раза в день, если вы сможете есть…. Да, я имею в виду качку. Была одна фаза волнения, во время которой я не мог прикоснуться к еде, и вообще сохранять вертикальное положение. Но когда волнение усиливалось, или наоборот ослабевало я, чувствовал себя хорошо. Вообще, забавно смотреть на суп, раскачивающийся в тарелке, и идти по палубе, шатаясь из стороны в сторону. Интересно посмотреть в бинокль на Курилы, Сахалин, Японию, на чаек, в конце концов, но это всё редкие эпизоды, а в основном - бескрайнее синее море и ты, не знающий чем себя занять. Некоторые препятствия приключениям на Камчатке чинит беспокойный муссонный климат - циклоны налетают на полуостров с немецкой педантичностью. Наиболее благоприятный с этой точки зрения тёплый месяц - сентябрь, когда обычно устанавливается антициклональный тип погоды, а солнышко ещё способно греть. Правда, холод в тундре с утра уже совсем не детский. Успокаивает мысль, что утренний хрустящий морозец куда приятнее жужжания насекомых - к этому времени заканчиваются лётные часы у кровососущей авиации, которая в разгар лета может свести на нет всю прелесть общения с природой. Вот поэтому мы и выбрали сентябрь для путешествия. Неоценимую помощь на Камчатке оказали нам наши дальние родственники, о которых мы вспомнили незадолго до отлёта. Так была решена проблема с жильём в Питере. Вообще, стоит отдельно сказать о людях Камчатки. Душевные люди. Везде, где бы мы ни оказались, нас ждал радушный приём и всяческая помощь с их стороны. За полтора месяца мы посетили много мест и практически везде обзавелись знакомствами. Камчатка осталась в сердце моём! Всё началось с того, что наша дальняя родственница Олеся встретила нас в аэропорту. А уже вечером мы нежились в одном из горячих бассейнов в долине реки Паратунки. Через пару дней мы уехали в центр полуострова на Ключевскую группу вулканов, где первым и центральным восхождением стала Ключевская сопка (4750м) - наивысший действующий вулкан Евразии. В дымящий кратер мы, конечно, не заглянул

Похожие статьи:

Hosted by uCoz